Чтобы разработка сайта не превратилась в головную боль или 10 рекомендаций заказчикам

Дата: Пятница, 17 января 2014.

Чтобы разработка сайта не превратилась в головную боль или 10 рекомендаций заказчикам

Веб-сайты являются двигателями любого бизнеса. Именно поэтому большинство фирм и организаций стремятся создать свою платформу в Глобальной сети. От привлекательности и функциональности сайта зависит будущее бизнеса: он будет или процветать, или даст трещину. Поэтому к созданию своей площадки в Виртуальной сети надо подходить ответственно и осознанно. Помимо уверенности в том, что сайт действительно будет приносить пользу бизнесу, необходимо иметь представление, как его можно использовать, кому поручить создание, какую информацию разместить, какова стоимость проекта по разработке сайта и что с ним потом делать.

Богатый опыт работы по созданию сайтов позволяет утверждать, что заказчики и исполнители часто имеют ошибочные представления о процессе работы над созданием электронного ресурса. В настоящей статье была поставлена цель предоставить ценные советы, которые способны помочь заказчикам получить качественно разработанный сайт, способный повысить эффективность бизнеса и устранить конкуренцию. Можно выделить 10 основных рекомендаций, которых стоит придерживаться:

Рекомендация №1. Нужно определить назначение сайта

Перед тем как приступать к работе, необходимо сформулировать для себя, какие цели можно достичь благодаря созданию сайта. Все мотивы и задачи лучше записать, это поможет впоследствии оценить успешность плана. Кроме того, будет легче ориентироваться в объеме финансовых затрат и времени, которое потребуется на создание и раскрутку интернет-платформы. Если возникают трудности с определением целей будущего сайта, можно воспользоваться маленькими подсказками, представленными ниже:

  • повысить солидность компании;
  • перевести часть бизнеса в Интернет;
  • проводить часть операций через сайт;
  • рекламировать товары и услуги;
  • привлекать клиентуру;
  • информировать партнеров о жизни и достижениях компании;
  • обрабатывать заказы через сайт.

При определении целей важно оценить финансовые затраты на их реализацию. Так, например, для ведения электронного бизнеса понадобятся большие финансовые вложения: кроме затрат на перевод бизнеса в виртуальный мир, которые в среднем варьируются от 40 до 100 тысяч долларов, потребуются регулярные вложения на его поддержание. Чтобы не рисковать всем капиталом, лучше первое время ограничиться информационным сайтом, который поможет укрепиться в Глобальной сети, а уже потом можно принимать решение о превращении обычного бизнеса в реальном мире в электронную коммерцию в виртуальном пространстве. Конечно, если есть четкая уверенность в окупаемости проекта или успешный пошаговый план, то можно не ждать, а сразу переходить к действиям.

Рекомендация №2. Необходимо расстаться с мыслью, что всю работу можно выполнить самостоятельно

Руководителям бывает трудно сдержаться, чтобы не выполнить важную часть работы своими руками. А если есть техническое образование, то вообще может показаться, что разработка сайта – это прямое предназначение. На первый взгляд, все предельно просто: необходимо подобрать фотографии, картинки, нужную информацию и с помощью веб-редактора собрать все воедино на просторах Интернета. Однако результатам такого подхода является в большинстве случаев некачественный и непривлекательный ресурс. Поэтому сразу надо смириться с мыслью, что разработка сайта – трудоемкий процесс, с которым можно успешно справиться лишь при совмещении знаний и усилий ряда таких специалистов, как дизайнер, программист, верстальщик, контент-менеджер. Если в одном лице умещаются способности указанных профессионалов, то за работу браться можно, но если нет, тогда лучше перепоручить разработку сайта специалистам.

Рекомендация №3. Не стоит прибегать к услугам знакомых или друзей, которые не являются специалистами в данной области

Нельзя исключать случаи, что кто-то из родственников или знакомых, узнав, что требуются услуги по созданию сайта, предложит выполнить работу по более низкой цене. Не нужно подвергаться соблазну сэкономить! Как уже отмечалось, качественный сайт – это результат трудов целой команды специалистов, от уровня подготовки которых зависит качество конечного результата. Одному человеку справиться с поставленными задачами и разработать сайт, который действительно будет приносить пользу и станет гордостью фирмы, практически невозможно, поэтому не нужно тешиться пустыми надеждами, гораздо лучше – перестраховаться и обратиться к профессионалам. Кроме того, конструктивное и плодотворное взаимодействие получается только с посторонними людьми. Разве каждый сможет указать на недостатки в работе хорошо знакомому человеку, который выполнил заказ практически бесплатно?

Рекомендация №4. Составить план сайта

Структуру сайта лучше изобразить графически. Наряду с этим следует продумать, из каких разделов и подразделов будет состоять ресурс, какую информацию надо в них предоставить. Эту работу лучше выполнить руководителю самостоятельно, а не перепоручать коллегам, ведь только менеджер знает всю подноготную бизнеса, может наиболее полно описать спектр предоставляемых услуг и сильные стороны компании. Создавая графический образ сайта, лучше всего представить его в виде дерева, ветви которого станут разделами и подразделами, а листочки – страницами. В изображении надо идти от крупного к мелкому: в самом начале стоит нарисовать главные разделы, затем более дробные, а после - перейти к страницам. Такой подход к разработке структуры сайта даст следующие преимущества:

  • сайт приобретет логическую структуру;
  • будет обеспечена легкость поиска по ресурсу;
  • легче позаботиться о правильном прикреплении ссылок;
  • исполнитель определит стоимость всех работ;
  • заказчик может контролировать каждый этап процесса разработки сайта.

Рекомендация №5. Подготовить Техническое задание

Целесообразно составить документ, который поможет регламентировать деловые отношения с разработчиком сайта, контролировать сроки выполнения работ по каждому из этапов, что позволит избежать недоразумения и конфликтов между Исполнителем и Заказчиком. Такой документ можно назвать «Техническое задание на разработку Веб-сайта компании». Конечно, в Техническом задании нельзя прописать все полностью, поскольку некоторые аспекты дизайна, навигации, выбор способов предоставления информации являются прерогативой Исполнителя, а, это значит, что окончательный и наиболее полный вариант Технического задания должен разрабатываться совместными усилиями. Главное – утвердить и подписать этот важный документ до начала работ по созданию сайта. Части технического задания, которые Заказчик разрабатывает самостоятельно, включают следующее:

  • формулирование общей цели разработки сайта;
  • создание структуры сайта, к примеру, в виде схематичного дерева;
  • определение предпочтений по поводу дизайна;
  • отметить необходимость оснастить сайт форумом, доской объявлений, анкетами (можно выразить просто пожелание по этому поводу, а впоследствии обсудить с Исполнителем, что стоит делать, а что нет);
  • описать пожелания относительно навигации сайта (выражаются предпочтения с тем, чтобы впоследствии этот пункт доработать с Исполнителем).

Рекомендация №6. Выбрать Интернет-студию в качестве Исполнителя

Руководителю придется смириться с тем, что за разработку сайта придется выложить приличную сумму денег. «Скупой платит дважды» - гласит известнейшая пословица, а значит, лучше заплатить один раз большую сумму и получить качественный продукт, чем несколько раз по чуть-чуть, что в итоге окажется дороже, но при этом и качество пострадает.

Выбирать Интернет-студию лучше самостоятельно. Сделать это нелегко, но возможно. Трудности заключаются в том, что первые студии появились около 6 лет назад и еще не успели заработать репутацию. Также следует иметь в виду, что учредить Веб-студию просто: чтобы претендовать на звание специалиста в области оказания услуг по созданию сайтов, достаточно обзавестись компьютером, телефоном, доступом в Интернет и иметь жалкий опыт разработки домашней страницы. Именно поэтому просторы Интернета заполоняют объявления типа «Самые лучшие сайты по привлекательным ценам – всего от 20 у.е. Спешите!». Эти печальные факты все чаще приводят к тому, что заказчики предпочитают работать с известными студиями и платить за услуги огромные деньги (5000 у.е. и более) или обращаются в студии, с которыми уже был успешный опыт взаимодействия. А как быть тем, которые пока не наладили связь с проверенными Веб-студиями, но и переплачивать не хотели бы? Можно ли как-то отличить студию, где задействованы непрофессионалы от команды талантливых специалистов? В этом помогут приведенные ниже советы:

  • необходимо спросить о местонахождении офиса компании. В том случае если его нет, вывод напрашивается самим собой. Однако если потенциальными исполнителями был указан адрес, то лучше найти время, чтобы посетить его и на этой основе составить впечатление;
  • нужно поинтересоваться о процедуре заключения договора, о возможности провести безналичный расчет;
  • следует узнать у потенциальных исполнителей, где размещаются выполненные проекты, как происходит информационная поддержка после сдачи заказа, могут ли сотрудники зарегистрировать домен;
  • рекомендуется подробно расспросить о принципах работы над проектом, разделении профессиональных обязанностей, численности штата;
  • если ни слова не говорится по поводу технического задания, то это может быть знаком того, что исполнители не могут оценить полный объем работ;
  • надо тщательно рассмотреть портфолио с выполненными работами. Если портфолио представлено домашними страницами и студийными проектами, значит, у них нет опыта в создании корпоративных сайтов;
  • если ценовое предложение ниже 400 долларов в крупном городе, то стоит поинтересоваться, почему такая низкая цена. Как правило, в мегаполисах указанная стоимость является нерентабельной для исполнителей вне зависимости от объема работ.

Изучив вышеизложенные советы, можно без труда отличить профессиональную студию от любительской. Теперь остается сформулировать правила касательно того, как выбрать одну подходящую Веб-студию из нескольких достойных вариантов.

Сайт – это продукт творческой деятельности мастеров, который отражает вкусы и предпочтения своих создателей, поэтому при поиске разработчиков важно, чтобы видение Заказчика совпадало со стилем работы Исполнителя. Чтобы получить представление о стилистике сайтов, которые разрабатывает компания, достаточно ознакомиться с выполненными работами в портфолио. Это можно сделать, посетив сайт студии или пригласив специалистов на переговоры. В процессе обсуждения Технического задания можно сделать выводы о компетенции сотрудников студии, для этого надо обращать внимание на совпадения вкусов и намерений, гибкость мышления, аргументированность доводов потенциальных исполнителей.

Если выбор пал на раскрученную и известную в своей среде студию, то надо готовиться к тому, что услуги специалистов обойдутся в немаленькую сумму. В своей деятельности менеджерам студии приходится идти на большие издержки для проведения рекламы и поддержания имиджа студии, а это, в свою очередь, находит отражение в ценах на услуги. Чтобы сэкономить, можно найти менее раскрученную студию, у которой издержки на производство будут меньше. В качестве сравнения можно привести следующий пример: за создание сайта средней сложности крупная студия, которая сделала себе хорошую рекламу, возьмет примерно 2000 у.е., а средняя за тот же объем работ – от 800 до 1200 у.е., причем эти цифры с уровнем качества никак не взаимосвязаны. Однако фактор разницы может проявиться в другом аспекте: поскольку небольшая студия не может похвастаться большим потоком заказчиков, то и отношение к каждому клиенту и заказу характеризуется индивидуальным подходом, внимательностью и тщательностью. Конечно, нельзя эти правила применять к каждой студии, так как стиль работы конкретной компании неповторим. Во всяком случае, Заказчик сможет получить о нем собственное представление уже в первые моменты общения.

Рекомендация №7. Определение сроков и этапов работ совместно с Исполнителем заказа

Для этого лучше всего подойдет корректировка Технического задания, в ходе которого Заказчик и Исполнитель могут вносить свои предложения в ход работы. Не нужно оставлять пробелы для дальнейших обсуждений по ходу работы, лучше внести ясность сразу. Исполнитель должен оценить каждый этап работы и рассчитать предварительную стоимость всего заказа, составить календарный план выполнения каждого шага.

Рекомендация №8. Принимать активное участие на этапе работы над дизайном будущего сайта

Для этого необходимо наладить связь с дизайнером студии. У Заказчика могут быть собственные четкие представления, как должен выглядеть сайт, поэтому их надо донести до дизайнера. Если таких представлений нет, то надо вместе со специалистом определить общее направление в оформлении сайта. Для этого можно продемонстрировать дизайнеру примеры тех сайтов, которые соответствуют предпочтениям и вкусу. В отдельных случаях полезно указать на сайты, которые не нравятся, при этом лучше еще и объяснить, чем именно данные ресурсы являются непривлекательными. Однако на этом останавливаться не стоит: надо постоянно интересоваться, как продвигается работа над дизайном сайта и при необходимости вносить коррективы, но переусердствовать тоже не стоит, так как дизайнер действует исходя из разработанной целостной концепции.

Рекомендация №9. Выбрать сайт, который можно модифицировать

Как только заказ будет утвержден, начинается верстка будущего электронного ресурса. К сфере деятельности верстальщика относится оснащение макета кнопками, меню, местом для размещения информации. Важно потребовать у специалиста, чтобы он сделал такой сайт, который впоследствии можно будет несколько скорректировать, к примеру, добавить новые разделы или убрать неактуальные страницы. Чтобы в будущем получилось самостоятельно справляться с наполнением сайта новой информацией, стоит попросить сотрудников компании показать, как осуществляется процесс обновления прайс-листа, добавления новостей.

Рекомендация №10. Провести тестирование сайта

Опыт создания сайтов показывает, что на вновь созданных ресурсах могут встречаться ошибки или опечатки. Чтобы исключить возможное присутствие погрешностей, можно попросить сотрудников студии разместить сайт в тестовом режиме. Заказчик будет иметь возможность тщательно проверить выложенные материалы, испробовать все кнопочки и ссылки. Полезно получить оценку новоиспеченного ресурса от знакомых или коллег, которые не принимали участие в создании сайта, так как они смогут посмотреть все свежим взглядом. Если найдутся ошибки, их все надо пометить и отправить Исполнителю. После проведения необходимых доработок можно смело помещать сайт на просторы Интернета.

blog comments powered by Disqus
All works